Воскресенье, 28.04.2024, 21:04
Приветствую Вас Гость | RSS

ГУ «Карасуская централизованная библиотечная система отдела культуры и развития языков акимата Карасуского района»

Язык Язык
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Биография

Биография

Я бы солнцем взошел над землей

Озарив родные края!..

Пусть сияние жарких лучей

Обогреет сердца людей…

 

Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября в 1893 году в Баянаульском районе Павлодарской области.

Отец поэта Шокпыт (настоящее его имя Абубакир) Торайгыров, уроженец Павлодарского уезда Семипалатинской губернии, был крестянином – бедняком. Вынужденный работать по найму, он покинул родные места и переехал в аул близ Омска к своему богатому зятю, где женился на его родственнице Зуфнун. Здесь же у него родилось два сына – Султанмахмут и Башен. Вскоре Султанмахмута отдали бабушки Мунтай. Мать Султанмахмута умерла рано, когда ему было всего три года.

Султанмахмут был смышленым, понятливым мальчиком, и отец, мечтая вырастить сына грамотным, на первых порах сам учил его арабскому письму. Затем мальчика отдают учиться то одному, то другому мулле. В 13 лет он оказывается в учениках у муллы Мукана — для своего времени довольно образованного человека, знавшего много старинных казахских сказаний, легенд, народных поэм. Обучая детей грамоте, Мукан в то же время занимался переводами с арабского и персидского и даже кое-что сочинял сам. Подражая своему учителю, юный Султанмахмут тоже начинает пробовать свои силы в художественном творчестве: сочиняет шуточные сатирические стихотворения о своих сверстниках, экспромты, рассказы, которые, к сожалению, не сохранились.

Однако схоластическая учеба у муллы не могла долго занимать пытливый ум будущего поэта. Султанмахмут приезжает в Баянаул, где поступает учиться в медресе муллы Абдрахмана. Но и здесь его скоро постигло разочарование: суровый мулла вместо серьезной учебы заставляет его работать по дому в качестве мальчика на побегушках (колбала). Кроме того, мулла сочинение стихов считал величайшим грехом и заставил Султанмахмута собрать и сжечь все написанное. Юный шакирд (ученик), не выдержав произвола муллы, покидает медресе. Однако жажда знаний не оставляет его, и вскоре он становится учеником приехавшего из Троицка мугалима (учителя) Нургали Таушибаева, который обучал своих питомцев не схоластическим религиозным догмам, а светским наукам: географии, естествознанию, истории. Это был для того времени образованный человек, сторонник передовых методов обучения. Он живо интересовался происходящими в обществе событиями, систематически выписывал, читал выходившие на татарском языке газеты и журналы. В свободное от занятий время он давал их читать своим ученикам, причем самым прилежным читателем был Султанмахмут. С каждым днем у него все больше открывались глаза на окружающую действительность, на недостатки собственного образования. Султанмахмут мечтает о городе, где он сможет продолжить учебу, а пока снова берется за стихи.

С трудом собрав небольшие средства, Султанмахмут едет в Омск, а затем в Троицк, где преимущественно обучалась тогда казахская молодежь. Там он поступает в медресе. Но из-за болезни учебу пришлось оставить и серьезно взяться за лечение. Зимой 1912-1913 гг. С. Торайгыров лечится и одновременно работает, добывая средства к существованию. Он становится учителем в казахском ауле близ Троицка, а к осени 1913 г. возвращается в Троицк и поступает секретарем в редакцию казахского журнала «Айкал». На страницах журнала С. Торайгыров впервые выступает как поэт и публицист, а также как литературный критик.

Летом 1914 г. С. Торайгыров возвращается в свой родной аул, в предгорья Баян, намереваясь заняться литературным творчеством и просвещением народа. Там на общественные средства он пытается создать просветительскую организацию «Шоң серіктігі» («Артель Шона») по обучению грамоте казахских детей, но зажиточная аульная знать не поддержала его. С. Торайгыров едет в Семипалатинск, встречается там с отцом любимой девушки Багилы Абдукаримом Ережеповым и отправляется с ним в его родной аул работать учителем в двухклассной русско-казахской школе.

Здесь материальные дела поэта улучшились, и он получил возможность взяться за перо. Однако увлеченный дочерью Абдукарима, красавицей Багилой, поэт не смог сразу приступить к работе. Абдукарим же, узнав о его увлечении, отправляет дочь в аул ее будущего мужа. Оскорбленный поэт покидает школу и уезжает в Зайсан к своему другу Маулиту Шамсутдинову. Там в уединении он пишет поэму «Кім жазықты?» («Кто виноват?»), намереваясь принять участие в литературном конкурсе, объявленном газетой «Қазақ». Но этому произведению не суждено было увидеть свет, рукопись в редакции была утеряна.

Постоянная учеба, нужда, жизненные невзгоды, горечь разлуки с любимой, а также напряженная работа над романом — все это еще больше подорвало и без того слабое здоровье поэта. Тем не менее он не опускает руки. Он энергичен и деятелен, встречается с разными людьми, много пишет, продолжает заниматься самообразованием.

В 1916 г. С. Торайгыров переезжает в Семипалатинск, затем в Томск. Но и в Томске жизнь оказалась нелегкой. «Обедаю два раза в неделю, - сообщает поэт в своем письме к другу, - остальные дни живу чаем и хлебом. День и ночь сижу над книгой... Таково мое положение... Но не горюю, духом не падаю... Буду учиться до последней копейки. Как бы ни было тяжело здесь, все равно выдержу». Болезнь, однако, все обострялась, и поэт вынужден был обратиться к врачам.

В начале марта 1917 г., сразу же после Февральской революции, он возвращается в Семипалатинск и вскоре поступает на службу в только что организованный областной комитет по работе среди местного населения. Неспокойная, полная волнений служба окончательно подорвала здоровье поэта. С наступлением весны он был вынужден поехать в аул лечиться кумысом. Но и там Султанмахмут не остается в стороне от происходящих событий. Он активно вмешивается в жизнь аула, борется со всякого рода несправедливостью и произволом. Видя, что здоровье не улучшается, С. Торайгыров в октябре 1917 г. возвращается в Семипалатинск, а затем едет в Томск показаться врачам. Сознавая свою обреченность, он говорит в одном из своих писем: «Завтра, 12 октября, еду в Томск. Как бы я ни считал себя здоровым, как бы ни обманывал сам себя, терпеть дальше нельзя. Что мне осталось, чтобы спасти свою молодую жизнь, горячее сердце, чтобы не уйти в землю? Поеду, послушаю совет профессора... что будет дальше?.. Смерть пугает меня...».

По совету врачей Султанмахмут возвращается в родные места и проводит зиму среди тобыктинцев, лечится, пьет кумыс. Когда становится легче и болезнь, кажется, отступает, он пишет стихи, статьи, которые тут же отсылает в редакции газет и журналов.

В апреле 1918 г. С. Торайгыров в последний раз приезжает в Семипалатинск, чтобы еще раз показаться врачам. Окончательно убедившись, что он обречен, что болезнь неизлечима, он возвращается в родной аул. Поэт напряженно работает, читает русских классиков, общественно-политическую литературу, много пишет. Именно в это время им было написано множество стихов и статей, завершены поэмы «Жизнь в заблуждении» и «Бедняк».

В конце 1919 г., узнав, что в Сибири пало правительство Колчака и что в Павлодар вошли красные, он преодолевает верхом 200 верст и тоже приезжает в Павлодар. Здесь он встречается с командиром частей Красной Армии Жигаревым и в его лице приветствует Советскую власть. Он едет в аулы, где горячо пропагандирует новую жизнь, участвует в выборах, в борьбе за установление местных Советов.

Пламенные речи поэта на митингах и собраниях в аулах звали тружеников степи вперед, к новой, счастливой жизни.

Из этой поездки в родной аул Султанмахмут вернулся совсем больной. Смертельный недуг окончательно подорвал его силы и приковал к постели. 21 мая 1920 г. сердце пламенного поэта перестало биться.

Как уже говорилось, ранние произведения С.Торайгырова не сохранилось. Из первых сочинений поэта нам известны лишь те, что были написаны перед поступлением на службу в редакцию журнала «Айқап».

Разумеется, не все стихотворения молодого поэта равноценны в художественном отношении. Но и в них уже явственно ощутимы темы большого общественного звучания. С.Торайгыров стремится определить свое отношение к окружающей действительности, свою точку зрения на происходящие события. Он рассматривает художественное творчество как оружие в борьбе за решения основных вопросов времени, за переделку действительности. Правда, поэту еще не хватает мастерства, отточенности формы, его идеи не всегда достаточно глубоки и оригинальны. С. Торайгыров сам хорошо сознавал эти недостатки и стремился их преодолеть.

Излюбленная тема его в эту пору – стремление казахской молодежи к знаниям, к овладению высотами культуры, что совпадало с личными устремлениями поэта. Эта тема развивается в таких стихотворениях, как «Оқып жұрген жастарға» (« К молодежи»), «Талиптерге»(« К учащимся»), «Оқудағы мақсат не?» (« Какова цель учебы?»).

О препятствиях, с которыми сталкиваются казахские дети в своем стремлении к учебе, о неудовлетворительной постановке народного просвещения в казахской степи С.Торайгыров с горечью пишет в своей публицистической статье «Зарландым» («Я опечален»).

Одной из главных тем в зрелом творчестве С.Торайгырова станет трагическая судьба казахской женщины. Тем более важно отметить, что зарождается она рано, в 1912г., в стихотворении «Түсімде көрген бір аяныш хал» («Во сне я видел жалостное положение»).

Найболее интересными в этот период были следующие три стихотворения: «Қандай» («Какой»), «Анау – мынау» («О том, о сем»), «Жарлау» («Оповещение»). Поэт не ограничивается просто констатацией отрицательных явлений действительности. Его стихи проникнуты живым, горячим протестом против них, возмущением и гневом. С. Торайгыров сознает, что многие народы России ушли уже далеко вперед и сожалеет об отсталости казахов. И все же он не теряет надежды увидеть счастливое будущее казахской степи. Таким образом, уже в ранних своих произведениях Торайгыров выступает как многообещающий поэт.

Источник: История казахской литературы. Том 2. / ред. И. Т. Дюсенбаев. - Алматы: «Наука» КазССР, 1979. - С. 236-240.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей