"Дулат — один из немногих поэтов, чьи стихи и поэмы вышли отдельным сборником в дореволюционном Казахстане, еще в далеком 1880 году. Творчество Дулата Бабатайулы стало предметом исследования не только филологов, но и философов, педагогов и психологов. Личный духовный опыт поэта в глубине своей связан происхождением, подобием и взаимодействием с опытом его родного народа; ему удаётся выработать этот опыт и мобилизовать его, осуществить и осмыслить его тем лучше и тем продуктивнее, чем выше и зрелее духовный опыт его народа".
И.А.Ильин
Дулат Бабатайулы родился 1802 г. в селе Аягуз Семипалатинской области Омской губернии (ныне Аягузский район Восточно-Казахстанской области).
Сведения о его жизни практически отсутствуют. Родился в семье кочевника, что не помешало ему стать одним из самых образованных казахов своего времени. Изучал и хорошо знал арабскую поэзию. Известен тем, что одним из первых среди казахских поэтов перешёл от устной творческой импровизации к стихотворным произведениям, которые были записаны и затем напечатаны. Кроме того, считается первым казахским поэтом, написавшим сатирические произведения.
Его стихотворения, прославляющие добродетели, такие как трудолюбие и честность, и критикующие пороки, чванство и лживость, социальная несправедливость, безделье, подхалимство, получили достаточно широкую известность среди казахов. В своих произведениях он также нередко критиковал власти царской России и их отношение к казахам, выступал против принятия казахами русской культуры. Последнее обстоятельство привело к тому, что в советское время его произведения, хотя и издавались, не имели особой известности.
По решению жюри Республиканской акции «Одна страна – одна книга» в 2016 г. главной книгой года для всеобщего чтения в Казахстане признаны произведения известного в истории казахской литературы ХІХ века поэта Дулата Бабатайулы.
Дулат Бабатайулы – первый казахский поэт, стихи которого были изданы типографским шрифтом и опубликованы книгой. Впитав все лучшее из наследия предшествовавших поэтов, из древних исторических преданий и эпических сказаний, Д.Бабатайулы был одним из лучших образованных людей своего времени.
Первый сборник произведений Д.Бабатайулы «Өсиетнама» («Книга поучений») издан в Казани в 1880 году. В книге собрано около восьмисот строк стихов поэта. В его песнях созданы реальные картины действительности, показаны социальные противоречия в казахской степи после ликвидации ханства, когда власть была передана султанам и волостным правителям. Поэт изображал тяжелую жизнь народа, осуждал насилие царских колонизаторов в произведениях «Тегімді менің сұрасаң», «О, Сарыарқа, Сарыарқа», «Асқар таудың сәні жоқ» и др. В произведениях «Сүлейменге», «Бараққа», «Кеңесбайға» критикует действия царских чиновников и обличает их пороки.
Д.Бабатайулы ввел новую систему стихосложения в казахской поэзии – рифму «а а б».
Эту рифму принял и далее развил в своих стихах Абай. Абай внимательно изучал стихи своего учителя и использовал его мотивы. Не всякий поэт может достичь такой высоты, чтобы быть учителем великому Абаю.
Умер Д.Бабатайулы в 1874 году.